Иностранцы о Киеве (9—18 вв.).

Из многочислен. свидетельств иностранцев - путешественников, дипломатов, хронистов и публицистов, государственных и церковных деятелей о Киеве тематически можно выделить: историко-географические описания города, записи о его роли в охране границ, об участии киевлян в борьбе против турецко-тат. агрессии, известия о борьбе против социального и нац. гнёта, сообщения об отдельных лицах, жизнь и деятельность которых была тесно связана с Киевом, и др. Ценность этих материалов различна. Она зависит от истор. условий, полит, и религиозных убеждений, интересов их авторов. Наиболее древние (хотя и весьма отрывочные) описания Киева принадлежат араб, писателям и путешественникам 9—10 вв., которые интересовались географич. сведениями, жизнью соседей, торговыми путями. Так, араб, географ и писатель Ибн-Хордадбег (ок. 820 —ок. 912), автор «Книги путей и государств» (880), упоминает о маршрутах киев, купцов в юж. страны. Визирь саманидов Аль-Джайгани в сочинении «Книга путей для познания стран» (кон. 9—нач. 10 в.) сообщает, что «властелин» русов живёт в Киеве, что они туда ездят по торговым делам.

Арабский писатель и географ кон. 9—-начала 10 в. Ибн-Русте (известный и как Ибн-Даста) в «Книге драгоценных сокровищ» рассказывает о быте, обычаях и торговле русов, об их городах-Близко по времени к Ибн-Русте сочинение араб, путешественника Ибн-Фадлана, который в 921—922 в составе посольства багдадского халифа Муктадира к поволжским болгарам был в Булгаре и там много узнал о русах. Он, как и Ибн-Русте, в своём труде отразил процесс усиления в Киевской Руси великокняжеской власти, указал на наличие социального неравенства. О торговле Киева с Востоком речь идёт в книге арабского историка и путешественника Аль-Масуди (ум. 957) «Промывальни золота и рудники самоцветов». В разделе «Описание гор Кавказа» сосредоточены сведения о древних русах, в частности о походе киевского князя Игоря на Кавказ (после 913). Араб, географ и путешественник 10 в. Ибн-Хаукаль оставил труд «Книги путей и государств», в основу которого положил география. сочинение своего старшего современника Аль-Истахри. В нём он сообщает о восточном походе киевского князя Святослава Игоревича (965) и о его возвращении в Киев, о начале борьбы на Дунае (967). О Киеве и его торговле со странами Востока говорится в записках араб, купца и путешественника Ибн-Якуба, частично сохранившихся в историко-географич. произведении «Книга путей и стран» араб, писателя Аль-Бакри (ум. 1094).

В византийских источниках, упоминающих Киев, фиксируются главным образом взаимоотношения Киевской Руси с Византией. Так, ценные сведения о Руси и Киеве содержатся в проповедях 860 и 866 церковного и полит, деятеля, византийского патриарха Фотия (ок. 820- 891 или 898), в которых говорится о нападении русских войск на Византию, об осаде Константинополя. Сравнительно много места Руси и Киеву отведено в сочинении «Об управлении империей» византийского императора Константина VII Багрянородного (905—959). О походах киевского князя Святослава Игоревича рассказывается в «Истории в 10 книгах» византийского историка Льва Дьякона (р. 950), которая охватывает события 959—976.

В англо-нормандских источниках сведения о Руси п Киеве появляются в 12—13 вв., хотя о них здесь знали н ранее. Среди этих источников — хроники, авторами которых были Роджер из Ховедена (ум. ок. 1201), Гервазий Кентерберийский (ок. 1141 — 1210); книги «История англов» Жеффрея Геймара (1-я пол. 12 в.), «Церковная история» Ордерика Виталиса (1075 —ок. 1142), «Житие Фомы Кентерберийского» Уильяма Фитцтвена (кон. 12 в.). Сведения о Вост. Европе отрывочно зафиксированы в сочинениях древнеисландской литературы, в сагах и истор. хрониках 12—14 вв. В частности, Киев упоминается в «Описании путей и перечислении городов» аббата Николая (ум. 1159 или 1160), составленном между 1155 и 1159, в рукописи «Планисфера» (1145 — 1148), хранящейся в Королевской библиотеке в Копенгагене, в сочинении «Описание мира и святая мудрость», включённом Хауком Эрлендесоном в свою компиляцию под названием «Книга Хаука» (1323—29) и в рукописи «Фрагмент древнего исландского историко-географического сочинения», изданного Лангебеком.

В других западноевроп. хрониках Киев, хотя и спорадически, упоминается начиная с 10 в. Большинство хронистов прежде всего отмечает богатство природы, пышность великокняжеского двора, крупные размеры города, рассказывают о наиболее примечательных строениях, а также о различных предметах повседневного потребления. Так, в 961 в Киев прибыл нем. церковный н полит, деятель, хронист, монах из Трира Адельберт Магдебургский (ум. 981). Он был послан германским королём Оттоном I к киевской княгине Ольге с целью распространения католицизма. Не достигнув цели, в 962 возвратился на родину и продолжил «Всемирную хронику» (с 907 по 967) аббата Региона Прюмского (ум. 915), где подробно рассказал об организации Оттоном I христианской миссии в Киев с епископом во главе. Нем. епископ, путешественник и миссионер Бруно из Кверфурта (974—1009), направляясь с миссионерской целью к печенегам, в 1006 посетил Киев, где его гостеприимно принял князь Владимир Святославич. О своём пребывании в Киеве (здесь он жил около месяца) Бруно рассказал в письме к цесарю Генриху II (1008).

Ценные сведения о Киеве содержатся в Хронике нем. церковного деятеля и хрониста Тит-мара Мерзебургского (975—1018), освещающей события 968—1018. Рассказ о Киеве помещён в 7 и 8 книгах и охватывает 1014—18. В них излагаются события на Руси, связанные с женитьбой Святополка Владимировича на дочери польского князя Болеслава I, о его бегстве в Польшу и возвращении в Киев с войском Болеслава. В кн. 7 подробно рассказывается о жизни и смерти Владимира Святославича, о захоронении его в церкви св. Климента (Десятинной) рядом с женой-гречанкой Еленой. Поход Болеслава 1018 описан на основании рассказов немцев, принимавших в нём участие. Хроника Титмара является основанием для утверждения, что польский князь Болеслав I находился в Киеве не более одного-двух месяцев, поскольку его войско вступило в город 14 августа 1018, а 1 декабря того же года Титмар, который узнал о возвращении Болеслава в Польшу и вписал это событие в хронику, умер. Таким образом опровергается сообщение Анонима Галла о 10-месячном пребывании войска Болеслава I в Киеве.

«Соревнователем константинопольского скипетра» называет Киев северо-немецкий хронист Адам Бременский (умер около 1081) в историко-географическом труде «Деяния гамбургских епископов» (ок. 1075).

Упоминается Киев в записках еврейских раввинов Вениамина Тудельского и Патахьи, путешествовавших по Восточной Европе соответственно в 1160—73 и в 1170—80; араб, географа Эдризи, а также нем. хрониста Гемголь-да (Хемхольда, ок. 1125 —после 1177) в его «Хронике славян», первая часть которой компилятивна (опирается в основном на хронику Адама Бременского). «Хронику славян» Гемгольда продолжил Арнольд Люксембургский (ум. 1212). Дважды посетил Киев, но уже после нашествия орд хана Батыя (в 1246 и 1247) папский посол в Монголию францисканский монах Джованни дель Плано Карпини (1182—1252). По его свидетельству, татары, захватив Киев, почти полностью его разрушили. Однако жизнь в городе постепенно возрождалась, население возвращалось к своим занятиям. На Подоле Плано Карпини насчитал около 200 жилых домов. Ханского гарнизона в городе не было. Ближайшая татарская застава, по свидетельству посла, находилась на р. Тясмин.

Последующие данные иностранцев о Киеве известны лишь с 15 в. Так, польский хронист Ян Длугош (1415—80) в 12-томной «Истории Польши» говорит о руинах почти 300 церквей, что свидетельствует о былом величии Киева. Кроме того, хронист упоминает о замке, сооружённом из дубовых брёвен. В первых числах мая 1474 на протяжении 10 дней в Киеве находился Амброджно Контарипи (ум. 1499) — венецианский посол к иранскому шаху Уссум-Гассану. Свои впечатления о Киеве он изложил в форме подробного дневника, впервые опубликованного в Венеции под названием «Путешествие Амвросия Контарини посла светлейшей Венецианской республики к знаменитому персидскому государю Уссум-Гассану» (1487). Контарини обратил внимание на особое пограничное расположение города. Сюда, по его свидетельству, съезжалось множество купцов из Великороссии с различными мехами, которые затем они отправляли в Кафу, нередко подвергаясь при этом нападениям татар. Резиденция первого киевского воеводы Мартина Гаштольда находилась в замке.

В кон. 15—нач. 16 в. участились нападения на Киев крымских татар. Под 1489 неизвестный нем. хронист из Гданска записал о разрушении Киева крымскими татарами. Польс. историк Бернард Ваповский (ок. 1470—1535) в «Истории короны Польской и Великого княжества Литовского» сообщает, что литовский князь Александр, беспокоясь об охране границ, заключил договор с заволжскими татарами, привёл их к Киеву. Другой польский историк Матвей Меховит (Мехов-ский) в «Хронике Польши» (1519) к этому прибавляет, что Александр не только привёл заволжских татар, но и поселил их недалеко от Киева. Однако объединённые силы Литвы и заволжских татар потерпели поражение и орды Менгли-Гирея дважды (в 1501 и 1506) вторгались в Кием. В «Трактате о двух Сарматиях» (1517) Меховит говорит о запустении и развалинах (руинах) некоторых киевских церквей. Только церкви Софиевская и Михайловская сохранили остатки позолоты. Замок расположен на горе н представляет собой огромную крепость, сооружённую из дубовых брёвен.

К началу 16 в. относятся первые известия о Киеве в Ватикане, который придавал ему особое значение в своих планах окатоличивания Вост. Европы. Приблизительно в 1523—24 нунций Альберт Кампензе на основании рассказов своего отца и брата, которые хорошо знали Воет, Европу, информировал папу Климентия VII о Киеве, столице Приднепровья, как об одном из наиболее красивых и богатых городов несмотря на то, что он был ограблен и опустошён татарами. При этом подчёркивал, что из-за частых татарских нападений город и сейчас малонаселён. Посол императоров «Священной Римской империи» Максимилиана I и Карла V нем. дипломат и путешественник Сигизмунд Герберштейн (1486—1566), который во время поездки в Москву дважды (в 1517 и 1526) побывал на Украине, в «Записках о Московии» (1549) поместил описание путей, рек и некоторых городов Украины, в т. ч. и Киева. Описывая Киев, Герберштейн отмечает настоящее величие этого города. Упоминает о наличии пещер. Кроме того, затрагивает правовые нормы, которыми регулировались отношения между мещанами и иностранными купцами. Литовский дипломат в Крыму в 1-й пол. 16 в. Михалон Литвин в своих мемуарах «О правах татар, литовцев и москвитян» пишет, что киевский замок находится на границе степи и полесья, но содержится плохо. Отмечает благоприятные климатические условия и богатство растительного и животного мира, а также значение Днепра в экономике города. В Киев везли товары со всех концов — рыбу, мясо, пушшшу, драгоценные камни, шёлк, ладан, шафран и др. Главную роль в торговых операциях киевлян играла транзитная торговля. Автор обращает внимание и на значительные прибыли таможенников, купцов, корчмарей от транзитной торговли. Из архитектурных памятников Литвин называет несколько церквей, сооружённых из шлифованного мрамора, крытых цинком и медыо, с позолоченными куполами.

С появлением в Польше и Литве иезуитов (1564) Ватикан активизирует экспансионистскую политику по отношению к Вост. Европе. Это нашло своё отражение в донесениях папских нунциев. Ватикан особенно беспокоили антикатолические настроения киевлян, их связи с Москвой. В 1565 кардинал Антонио Грациани назвал Киев столицей значительной части Руси и отметил, что киевскому митрополиту подчинены православные епископы Руси, Литвы и Волошины. Кардинал Ян Комендони в одном из писем писал о Киеве, главном городе на Днепре, населённом христианами греческого обряда, благосклонными к Москве. А дипломат Антонио Посевин констатировал, что «московиты очень уважают Киев». В донесениях нунциев говорится и о стратегическом значении Киева (реляция Джованни Паоло, 1565).

О значении днепровского торгового пути, проходящего через Киев, сообщал папе Пию V в своём донесении нунций Рафаэль Барбарини. Нунций Фульвио Роджиера отмечал, что Днепр по ширине такой как Тибр, но глубже, поэтому — судоходный. Писал о Киеве также нунций Джулио Роджиера (1568).

В 1578 итальянец Александр Гваньини (1534—1614), находившийся на военной службе у Стефана Батория и Сигизмунда III, издал работу «Описание Сарматин Европейской», где поместил нек-рые сведения и о Киеве. Он, в частности, отметил, что Киев — древний и обширный город, обнесённый деревянными заграждениями, некогда столица всей Руси, расположен у реки Днепр (Борисфен). Возле города у Днепра был сооружён довольно укреплённый замок из дуба, камня и земли. Сравнительно много важных топографических данных, фактов по истории Киева, о быте киевлян содержится в описании города львовским купцом, немцем по происхождению Мартином Груневегом, который побывал здесь в 1584. Автор подробно описал городской ландшафт, усадьбы мещан вместе с хозяйственными постройками и банями, площади и дороги, проходящие через город, деревянный замок. Особенностью мемуаров Груневега является и то, что они иллюстрированы. Помещённые на полях автографа рисунки Груневега, наиболее древние из сохранившихся изображений архитектурных памятников Киева. О красе и величии Киева в прошлом речь идёт в «Польских историях» нем. историка и дипломата Мюллера (Миллера), изданных в 1585. Автор также обратил внимание на пограничное расположение города.

О географич. координатах Киева и о его пещерах сообщается в «Анналах» (1585) польского историка Станислава Сарницкого. По свидетельству автора, в городе живёт много армян. Упоминается Киев и в протоколах Консисторской конгрегации в Риме за 1591. В частности, здесь говорится, что город окружён валом. Его территория равняется около 2-м немецким милям. В городе насчитывалось около 70 православных церквей.

Довольно подробное описание Киева сделал в своём дневнике Эрих Лясота (ок. 1550—1616), посол императора Священной Римской империи Рудольфа II в Запорожскую Сечь. Хотя Лясота находился в Киеве всего три дня (7—9 мая 1594), он обстоятельно охарактеризовал вид Киева и тогдашнее состояние старинных киевских архитектурных памятников. При этом он особо выделил Софийский собор (которому нет равных по величию), Михайловский и Печерский монастыри. Там, где ранее был город, свидетельствует Лясота, очень мало домов. Современный ему город находился на Подоле и занимал довольно обширную площадь, т. к. почти возле каждого дома был сад. Деревянный замок возвышается на отдельной горе.

Несколько позже (1596) дипломат, юрист и историк, секретарь Стефана Батория и Сигнзмунда III Рейнгольд Гейденштейн (р. ок. 1556) подготовил сочинение о современной ему польской истории, где подчеркнул очень древнее происхождение Киева, в прошлом — столицы всех русских земель, в котором сохранились прекрасные архитектурные памятники. Как и Лясота, Гейденштейн обращает внимание на то, что город находится не в старых границах, а несколько ниже у Днепра и не похож на старый. В Киеве много купцов, торгующих с Москвой. Над городом господствует деревянный замок, но он находится в заброшенном состоянии.

Среди польских источников 16 в., в которых упоминается Киев, особое место принадлежит записям епископа Юзефа Верещннского, прожившего в городе 10 лет (1588—99). В своих сочинениях он поместил весьма подробные топографические сведения, данные о состоянии городского хозяйства, архитектурных памятников, о торговле и др.

Упоминания о Киеве 17 в. встречаются в дневниках, донесениях и т. п. О славном городе Киеве с деревянным замком речь идёт в «Истории о великом княжестве Московском» (1620) путешественника Петро Петрея. В начале 20-х годов 17 в. папский нунций Иоанн Торса в донесении в Рим сообщал, что киевское униатское архиепископство имело в городе Василианский монастырь, однако местное население «не поддерживает католиков и униатов, выступает против них».

Об усилении гнёта и католической реакции рассказывали и восточные патриархи, которые по пути в Москву иногда останавливались в Киеве и лично наблюдали происходившие здесь события. Так, силистрийский митрополит отмечал, что православные терпят гнёт со стороны униатов.

О Киеве как центре крестьянско-казацкого восстания 1637—38 говорится в дневнике историка и геральдиста капелана польско-шляхетской армии Шимона Окольского (1580—1653).

Содержательное описание Киева 30—40-х годов 17 в. имеется в историко-географич. труде «Описание Украины» франц. воен. инженера Гийома-Левассера де Боплана (1600—1673), который, находясь на службе у польского правительства, 17 лет прожил на Украине. Киев, как свидетельствует Боплан, древнейший город Европы. Его адм. и торг. центром является Подол, где прожинало Б—6 тыс. человек. Улицы, за исключением «трех довольно красивых», представляют собой извилистые переулки, образующие своеобразные лабиринты. Указал Боплан и на некоторые особенности адм. управления: город был разделён на епископскую и мещанскую части. Описание дополняют карты и рисунки фортификационных сооружений.

В «Географии Блавиана» (Амстердам, 1662) помещено описание Киева польским писателем и историком Шимоном Старовольским (1588—1656). Автор сосредоточил своё внимание на границах Киевского воеводства с центром в Киеве, рассказал об огромных владениях Киево-Печерского монастыря.

Некоторые сведения о Киеве имеются в сочинениях рьяного пропагандиста папства на Украине в середине 17 в. иезуита Николая Циховского и в записках о Киевском доминиканском монастыре монаха Петра Развидовского. В частности, автор упоминает о существовании на Подоле, недалеко от бернардинского монастыря, печатного двора. Записки Развидовского содержат топографические данные, помогающие объяснить происхождение названий многих истор. местностей Киева.

Важные сведения о Киеве содержат записки иностранцев периода освободительной войны укр. народа 1648—54 (о восстании 1649, об оккупации Киева польско-литовским войском во главе с литовским гетманом Янушем Радзивиллом). Об участии киевлян в борьбе против польско-шляхетского господства рассказывает в своём донесении папе римскому нунций Торез. Придворный художник Януша Радзивилла голландец Абрагам ван Вестерфельд, который находился при гетмане во время оккупации Киева, оставил несколько рисунков архитектурных памятников города, в т. ч. Софийского собора, Михайловской церкви, Киево-Печерского монастыря, ратуши, Киевского замка и др.

Много интересных сведений по истории, экономике, географии, культуре, быте, искусстве содержится в записках араб, путешественника и писателя Павла Алеппского (Халебского, около 1627—69), который, сопровождая своего отца — антиохийского патриарха Макария во время путешествия в Москву, дважды посетил Киев (1654, 1656). Путешественник отметил высокий уровень образования киевлян («Они все хорошо обучены чтению и письму и знакомы с науками и литературой»), наличие в киев, монастырских библиотеках множества книг, факт печатания церковных и светских книг в типографии. «В этом городе,— продолжает Алеппский,— есть много превосходных казацких живописцев, искусных мастеров своего дела, которые пользуются многими умными выдумками для снятия точных портретов с человеческого лица». «Дома в этой стране велики и высоки; стены их из дерева, выглаженного, как из внутри, так и извне. При каждом жилище разведен обширный сад, засаженный плодовыми деревьями всех растущих здесь сортов». О наличии в Киеве и его окрестностях многочисленных садов и огородов, где растут редкостные сорта овощей и фруктов, упоминал и Лясота, а также венецианский посол к Богдану Хмельницкому Альберт Вимина (1603—67). Определённый интерес представляет сочинение нем. историка Иоганна Гербиния (около 1620— 1679) о подземном Киеве (киевских пещерах), написанном на основании материалов, предоставленных ему Иннокентием Гизелем. Киев также упоминается в записках «Путешествие в Московию» австрийского дипломата Августина Мейерберга (1622—88), посетившего Россию в 1661—62 в составе посольства императора Леопольда I, прибывшего с целью посредничества между Россией и Польшей в войне из-за Украины. Кратко излагает историю Киева с древнейших времён до середины 17 в. Андреас Целларий в сочинении «Описание Польши», к которому приложены карты и планы городов (1659). По словам автора, северная часть Киева была застроена и укреплена замком и другими сооружениями, западная и южная обнесены деревянной оградой, восточная омывается рекой. Киев, как один из древнейших городов Европы, характеризуется в географии Бусенгольта (впервые издана в 1666; Париж). К 1677—79 относятся письма голландского резидента в Москве И. В. фон Келлера и дневник Патрика Гордона (1635—99), шотландца по происхождению, который с 1661 находился на военной службе в России и ряд лет провёл на Украине и, в частности, в Киеве. Сравнительно много сведений о Киеве содержит эпистолярная и мемуарная литература 18 в. Среди публикаций этого характера воспоминания датского дипломата Юля Юста, который в 1711, путешествуя по Украине, посетил и Киев; дневник нем. писателя и философа Иоганна Готфрида Гердера (1744—1803), записки за 1768—76 польского шляхтича из Кракова Карла Хоецкого «Анналы Малороссии», атташе посольства Франции в России французского историка, географа и экономиста Жана-Бенуа Шерера (р. 1741). Немецкий врач из Гамбурга Йоган-Вильгельм Меллер, находясь на службе при дворе польского короля, в 1780 и 1781 посетил Украину, проездом был в Киеве. Об этом он рассказал в книге «Путешествия из Варшавы на Украину в 1780 и 1781 годах» (1809). Интересные подробности из жизни Киева содержатся в мемуарах франц. посла в России графа Сегюра, находившегося с 29 января по 22 апреля 1787 в городе (в числе лиц, сопровождавших Екатерину II в её путешествии в Тавриду).

Таков далеко не полный перечень иностранных источников по истории Киева 9—18 вв.

 

Добавить комментарий


Защитный код
Обновить

Информация

Поиск

Kievmy
Киев справочник. 2010-2011.
При использовании материалов сайта гиперссылка на kievmy.ukrmy.com обязательна.

Rambler's Top100 Рейтинг@Mail.ru Украинский хостинг, сайт бесплатно, раскрутка сайта бесплатно.