Народно-поэтическое творчество о Киеве.

История Киева, различные события, происходившие в городе, жизнь и быт киевлян в разные истор. периоды находили отражение в нар. устном поэтич. творчестве. Легенды и предания о древнем Киеве, дошедшие до нас из глубины веков, нередко создавались на мифологич. основе. В них упоминаются мифич. существа, различные фантастич. чудовища и волшебники, а в связи с ними — и некоторые местности Киева и его окрестностей: Лысая гора, где будто бы собирались злые духи; урочище Кожемяки, где легендарный герой Кирилл (или Никита) Кожемяка победил Змея, осаждавшего город; Змиевы валы, якобы пропаханные этим чудовищем, к-рого Кожемяка, укротив, впряг в плуг, и пр. Создавались также легенды и рассказы различной степени достоверности, отразившие подлинные события. Некоторые из этих произведений, имевшие относительно чётко выраженное фольклорное происхождение, попадали и на страницы древних киев, летописей (напр., легенда о предсказанной волхвом-кудесником гибели киевского князя Олега от его же коня; на основе этой легенды А. С. Пушкин создал «Песнь о вещем Олеге»). Фольклорный характер носит также летописный рассказ о мужеств. поступке молодого киевлянина (в «Повести временных лет» приведён под 968). Воспользовавшись отсутствием киев, князя Святослава и его дружины, печенеги осадили Киев. Мужеств., изобретательн. юноша-киевлянин, знавший язык печенегов, перехитрил осаждавших. Под видом печенега он ходил недалеко от Днепра с уздечкой, будто бы разыскивая своего коня. Под градом вражеских стрел киевлянин бросился в воду, переплыл Днепр и известил рус. воинов об осаде. Киев был спасён. На сюжет этого рассказа рус. художник А. И. Иванов создал истор. картину «Подвиг молодого киевлянина», укр. сов. писатель С. П. Плачинда написал рассказ «Юноша с уздечкой». Характерной особенностью нар. поэзии, распространённой в древнем Киеве, был героико-патриотич. пафос. Особенно ярко проявился он в устном творчестве периода расцвета Киевской Руси. Беззаветное служение родной земле, героич. защита её от врагов воспевались как высочайший гражд. долг. В честь воинов-победителей создавались восторж. величальные песни — «славы»; Киев воспевался как осн. центр, оплот государственности русичей, а киев, князь Владимир и его войско в устах певцов представали как надёжные её защитники. Эпико-героич. традиции этого творчества ярко проявились в поэме неизвестного автора 12 в. «Слово о полку Игореве». Величие и слава древнего Киева воспеты в былинном эпосе т. наз. Киев, цикла. Отовсюду — из Чернигова и Мурома, Ростова и Галича торопились рус, богатыри к
Киеву, чтобы влиться в дружину киев, князя и защищать родную землю от захватчиков. Даже в тех былинах, где разработаны чисто мифологич. сюжеты (напр., «Добрыня и Змей», «Добрыня и Маринка» и др.), героико-патриотич. направленность проявляется довольно выразительно. Расправа богатыря Добрыни над предательницей Маринкой воспринимается не как факт личной мести героя, а как благородный гражд. поступок, вследствие к-рого Киев был очищен от нечисти. В былинном эпосе предстаёт целая галерея героич. образов мужеств. русичей — киев, богатырей Ильи Муромца, Добрыни Никитича, Алёши Поповича, Дуная Ивановича, Ставра Годиновича, Соловья Будимировича и др.,— мудрых, мужественных, рассудительных и благородных, отважно сражавшихся с врагами. Образы некоторых былинных героев вошли позднее в укр. сказки и предания. Сохранилось немало преданий о героич. борьбе киевлян с нашествием орд Батыя в серед. 13 в. Хан Батый, разоривший Киев, в нар. легендах предстаёт в образе хищного, кровожадного, звероподобного «шелудивого Буняка». В легендах и преданиях об этом событии разрабатывался характерный эпич. мотив: опустошение Киева было столь велико, что город стал безлюдным, гор. развалины кишели зверьём, а в Софийской церкви якобы устроила своё логовище львица и принесла там львят. Во многих нар. легендах и преданиях о Киеве отображены также быт, нравы, интересные события в жизни города, порядки в различных ремесл. цехах. Представляет интерес предание о характерном обычае в средневековом Киеве — давать девушке разрешение на брак с любимым, попавшим в немилость, лишь при условии, что она пронесёт в ненастье зажжённую свечу к жилищу своего избранника. Это предание использовал укр. драматург И. А. Кочерга, создав драм, поэму «Свадьба Саечки». Интересное предание о запорожцах, прибывавших на склоне лет в Киев «прощаться с миром» (перед тем, как постричься в монахи), записал ог Т. Шевченко и опубликовал П. Кулиш. Это предание использовано самим Т. Шевченко при написании поэмы «Палий». . Существует множество преданий о происхождении названий различных местностей Киева и его окраин (Голосеев, Лукьяновка), рек (Почайна, Лыбедь), к-рые записал из уст нар. сказителя («старого Кирилла») и затем опубликовал И. Трусевич. Кирилл поведал две версии легенды о происхождении названия «Голосеев». Согласно первой из них, в этой местности население Киева избирало князя («голосовало», т. е. подавало голос за или против него); по другой версии, некогда здесь жил разбойник Голубь, к-рый, надеясь сломить сопротивление приглянувшейся ему девушки, бросил её в подземелье, откуда доносились «голосіння» — рыдания несчастной. Интересна легенда о происхождении р. Лыбедь и её названия. Лыбедь, сестра первых киев, князей, была очень капризной: высмеивала всех сватавшихся к ней рыцарей и гнала их прочь. Но когда те перестали свататься к ней, загрустила. Она выстроила дом на горе и жила там в одиночестве, проливая слёзы. Гору, на к-рой стоял дом Лыбеди, стали называть Девичьей (Девичь-гора), а образовавшуюся из её слез реку — Лыбедью. Нар. сказитель сообщил также предание о трёх киев, князьях — Скавике, Чикирде и Лукьяне. В междоусобной борьбе Лукьян победил и стал владеть всем Киевом. Он со своей дружиной руководил в той местности, которую впоследствии назвали Лукьяновкой. Значит, распространение получили рассказы и воспоминания о пребывании в Киеве многих деятелей укр. культуры (Т. Шевченко, И. Франко, Леси Украинки, Марко Вовчок, М. Заньковецкой и др.), участников революц. движения (П. Запорожца, семьи Ульяновых). Во многих воспоминаниях отражены события времён революц. борьбы киев, пролетариата, рассказывается о революц. выступлениях студентов во время первой русской революции 1906—07 гг. В устном нар. творчестве воспеты события, происходившие в Киеве в период Великой Окт. социалистич. революции и граждан, войны (песни о Н. Щорсе, В. Боженко, о богунцах и др.). В 20-х гг., после победы Великого Октября, среди комсомольцев ж.-д. мастерских города возникла и распространилась далеко за пределами республики песня «Наш паровоз, вперёд лети!», правдиво отобразившая настроения, боевой пыл, трудовой порыв молодёжи. В 30-х гг. пользовалась популярностью песня о героич. борьбе рабочих киев, завода «Арсенал» в годы гражд. войны. Во многих песнях, легендах и преданиях отражены события, происходившие в Киеве в период Великой Отечеств, войны (борьба подпольщиков против ненавистного врага, героика защитников и освободителей города).
 

Добавить комментарий


Защитный код
Обновить

Kievmy
Киев справочник. 2010-2011.
При использовании материалов сайта гиперссылка на kievmy.ukrmy.com обязательна.

Rambler's Top100 Рейтинг@Mail.ru Украинский хостинг, сайт бесплатно, раскрутка сайта бесплатно.