Художественные произведения о Киеве.

1) Литературные произведения о Киеве. Начала худож. отображения Киева — в нар. творчестве Киевской Руси. Слава древнего города воспета в былинах о трёх киев, богатырях — Илье Муромце, Добрыне Никитиче и Алёше Поповиче, о киев, силаче Кирилле Кожемяке, в многочислен, легендах, сказаниях, думах. В этих произведениях Киев олицетворяет патриотич. гордость народа, единство Русской земли (см. Народнопоэтическое творчество о Киеве). «Сей бо Киевъ, и честь, и мати, и глава всей Русской земле бысть» — пишет летописец под 1155. Выдающиеся произведения, в которых нашла отражение тема о Киеве 11 — 13 вв.— «Повесть временных лет», «Поучение» Владимира Мономаха, «Моление» Даниила Заточника, «Киево-Печерский патерик». Киев неотделим от «Слова о полку Игореве». Отзвуки нашествия Батыя, татар, нападений, в т. ч. на Киев, землю, составляют содержание большинства истор. песен укр. народа. В 17 в. лиг. центром города стала Киево-Могилянская коллегия. Её профессора и ученики посвящали Киеву торжеств, речи, стихотворения и драм, произведения. В древнем Киеве происходило действие драмы Феофана Прокоповича «Владимир». С Киевом тесно связаны жизнь и творчество Г. Сковороды. Значение города в истор. судьбе братских славян, народов, неповторимую его поэтич. красоту подчеркнул Т. Шевченко во многих своих произведениях. Много внимания городу уделял М. А. Максимович (альманах «Киевлянин», «Украинец» и др.), Е. П. Гребинка (баллада «Банкет Рогдая», поэма «Богдан»; см. также Гребинки улица). Худож. образ Киева, воспоминания о нём запечатлены в поэмах, стихах, повестях русских прозаиков и поэтов: А. Пушкина («Песнь о вещем Олеге», «Руслан и Людмила» и др.), Н. Гоголя («Тарас Бульба», «Вий», «Страшная месть»), A. Хомякова (стихотворения «Киев», «Кающаяся Россия»; см. также ст. «Зелёная гостиница»), B. Измайлова («Путешествие в полуденную Россию»; 1800—02), А. Павловского («Ведьма и вор»; 1808), И. Венгера («Толпа зевак», сагирич. повесть о контрактовой ярмарке; 1835), И. Тургенева («Накануне»), поэта А. Апухтина («Скерцо»; бывал в городе в 1871, 1873), в письмах А. Грибоедова (см. Грибоедова улица), С. Надсона, А. Блока (см. Блока Александра улица), Ф. Тютчева (жил в Киеве в гостинице «Европейская» на ул. Крещатик № 2 с 27 июля по 10 августа 1869). Ф. Тютчев, в частности, писал: «Я только что воротился из Киева, который удалось мне видеть во всём его блеске...». Впоследствии Ф. Тютчев в письме к А. Майкову отмечал: «Да, я Киевом остался совершенно доволен. Он оказался принадлежащим к той редкой категории впечатлений, оправдывающих чаемое. Да, замечательная местность, закреплённая великим прошедшим и очевидно предназначенная для ещё более великого будущего,— Тут бьёт ключом один из самых богатых родников истории». Тёплые строки Киеву посвятил И. Аксаков, отмечая: «В его красоте есть что-то вечно свежее и молодое». В 19 в. о Киеве появляются исторические романы и повести «Аскольдова могила» М. Н. Загоскина (1833), «Банкет Святослава» Н. А. Полевого, стихотворения И. Козлова, В. Бенедиктова (все — под названием «Киев»), А. Подолинского «На руинах Десятинной церкви». Интересные факты из киев, жизни оставил Н. Лесков в очерках «Печерские антики», повести «Заячий ремиз» и др. произведениях. Широко известна серия очерков А. Куприна «Киевские типы»; в Киеве происходит действие его повести «Яма». Городу над Днепром посвятил произведение «Киевские пещеры» И. Анненский. Одна из первых укр. повестей из гор. жизни, местом действия которой является Киев,— «Тучи» И. Нечуя-Левицкого. К изображению киев, быта он обращался в рассказах «Киевские нищие», «Афонский проходимец», комедии «На Кожемяках» (впоследствии была переработана М. Старицким под названием «За двумя зайцами»), Чудесные киев, пейзажи писатель нарисовал в рассказах «Ночь на Днепре», «Вечер на Владимирской горе». Дореволюц. Киев описан также в произведениях многих др. укр. писателей, в частности А. Свидницкого, Марко Вовчок, Леси Украинки, М. Коцюбинского, А. Тесленко. Картины быта, природу города отобразил в рассказах и очерках В. Короленко («На Лукьяновке» и др.). Киев, тематика широко представлена в творчестве еврейского писателя Шолом-Алейхема. Киев посещали многие писатели с мировым именем: польс. поэт А. Мицкевич, франц. романист О. де Бальзак (в городе начал произведение «Письмо из Киева»; см. Бальзака Оноре де улица), болг. писатель И. Вазов. Все они оставили восторженные строки о городе.

С победой Великого Октября лит.-худож. образ Киева создают писатели сов. эпохи. В разных жанрах они воспевают жизнь города, социалистич. преобразования в нём. Многие произведения посвящены отдельным революц. событиям в городе, воссозданию героич. лет борьбы за Сов. власть, раскрытию духовного величия строителей нового общества. Сов. писатели обращаются и к истории древнего Киева. Этой теме посвящены пьесы И. Кочерги «Ярослав Мудрый», «Свадьба Свички». Прошлое Киева предстаёт в истор. романах С. Скляренко «Святослав» и «Владимир»; П. Загребельного «Диво», «Первомост», «Смерть в Киеве», «Евпраксия»; B. Шевчука «На поле смиренном...», историч. поэме Л. Горлача «Ночь в Вышгороде», романах Р. Иванченко «Гнев Перуна» и «Золотые стремена». Произведения сов. писателей о прошлом Киева проникнуты идеей общей истор. судьбы трёх братских славян. народов («Город пятнадцати веков» О. Гончара). Эта идея чётко звучит в стихотворных текстах М. Рыльского, написанных им для романа А. Ильченко «Казак Мамай и чужая молодица»: «Ми за волю свою Стоїмо у бою Нерушимо — міцною стіною,— Ми найдемо в віках Щастя ясного шлях, Коли буде наш Київ з Москвою». Картини дореволюц. Киева представлены в романе Е. Кротевича «Над Славутичем-Днепром». События, связанные с революц. борьбой в городе, отражены в повести C. Мстиславского «Грач, птица весенняя» (писатель проживал в Киеве в 1918; а также в 1919 — по ул. Пушкинской № 26). Документированная картина полит, и обществ, жизни Киева в 1917—18 дана в романах Ю. Смолича «Мир хижинам, война дворцам», С. Скляренко «Путь на Киев». Нар. борьбе за Сов. власть в городе посвящены киноповесть А. Довженко «Арсенал», драм, поэма А. Левады и А. Малышко под тем же названием, повесть Ф. Бурлаки «Шулявская республика», пьеса В. Суходольского «Арсенал» и др. произведения. Большинство сов, худож. произведений о Киеве повествуют о расцвете города в сов. период, о его достопримечательностях, о самоотвержен. труде киевлян. Антологию поэтич. произведений о социалистич. Киеве открывают сб-ки М. Рыльского «Киев», «Голосеевская осень» и др., стихотворения П. Тычины «Над Днепром», «Киеву»; В. Сосюры «Я иду, где памятник Богдану», «Памятник Ватутину»; А. Малышко «Киеву», «Снова цветут каштаны» и др.

Широко известны стихотворения о Киеве: Н. Винграновского — сб. «Киев» и др., Д. Павлычко — цикл «Киевские сонеты», Н. Нагнибеды «Киеву», «Песня о Киеве», И. Неходы «Родной Киев», Т. Масенко «Улица Ульяновых в Киеве», П. Воронько — цикл «Когда я в Киев возвращаюсь», П. Усенко «Моему городу», В. Коротича — цикл «Голоса Киева», В. Бычко «Мой Киев — витязь! Мой светоград», А. Новицкого «Слава Киеву, городу-герою», «Песня о „Ленинской кузнице"», Н. Терещенко «Золотые ворота», «Киев», Б. Олейника «Работа», «Золотые ворота», П. Дорошко «Киев», Н. Забилы «Родной Киев», П. Бибы «Киев ждёт на горе», «Пой, Крещатик!», С. Голованивского «Ночь над Киевом», В. Бровченко «Киев утренний», «Голосеевский лес», И. Драча «Киевское небо», «Арсеналу», триптих «Київський оберіг», Д. Луценко «Киев мой», «На площади Богдана Хмельницкого», «Город моей судьбы», А. Ющенко «Мария Ульянова в Киеве», «Киеву», Н. Шеремета «Крещатик», Ю. Петренко — цикл «Киевские акварели», И. Цюпы «Думы о Киеве», В. Лагоды «Гордо идут вперёд киевляне», И. Гончаренко «Перед памятником Ватутину», М. Игнатенко «На бульваре Леси Украинки», Б. Степанюка «Памятник Ленину в Киеве», «Владимирская горка», Н. Тарновского «Родному Киеву», А. Чубач «Русановская слободка», «Городской туман», Н. Кащук «На Нивках», В. Коломийца — цикл «Свитень», Ф. Малицкого «Мост имени Патона», Л. Дмитерко «Киевские кручи», М. Пригары «Покрытый солнцем Киев», В. Бильного «Киевские октавы», А. Довгого «Киеву», Б. Палийчука «Киев», А. Пидсухи «Стань на берегу Днепра», Н. Сынгаевского «Киевский ноктюрн», В. Ткаченко «Хризантемы», В. Швеца «На кургане Славы», Я. Городского «Киевские стихи», Т. Коломиец «Мой Киев», A. Кацнельсона «Крещатик», стихотворения И. Жиленко, С. Йо венко, Л. Костенко, Л. Кульбак, B. Симоненко, Л. Скирды и др.; прозаич. произведения: Н. Островского «Как закалялась сталь», М. Бажана «Раздумья и воспоминания», А. Бойченко «Молодость», И. Сенченко «Соломенские рассказы», В. Собко «Лихобор», А. Хорунжего «Город над нами», Ю. Бедзика «Этажи Оболони», Н. Сидоряка «Труханов остров», Ю. Мартича «Киевская повесть», Н. Рыбака «Киев», А. Копыленко «Десятиклассники», Ю. Збанацкого «Ищите и найдёте», С. Плачинды «Россы», А. Дрофаня «Поклонитесь кургану», В. Дрозда «Одинокий волк», А. Хижняка «Киевская прелюдия», Ю. Щербака «Светлые танцы прошлого» и др.; пьесы: В. Собко «Киевская тетрадь», Г. Плоткина «Мост Патона» и др.

Тяжёлым испытанием для Киева стали грозные годы Великой Отечеств. войны. Пламенные слова нашли писатели, воссоздав в л-ре подвиги киевлян в битве с ненавистным врагом, героич. борьбу за Киев. Теме Киева в годы Великой Отечеств, войны посвятили свои произведения: П. Тычина — стихотворение «Киев», М. Бажай — цикл «Киевские этюды», Ю. Яновский —сб. «Киевские рассказы», рассказы «Киевская соната» и «Город за проволокой», И. Кочерга — пьесу «Чаша», П. Панч — очерк «Киев через пить лет», Л. Дмитерко — пьесы «Генерал Ватутин» и «Крещатый яр», И. Головченко и А. Мусиенко — роман «Золотые ворота», Н. Рыбак — новеллу «Флаг», П. Воронько— поэму «На Киев», Н. Шеремет — повесть «Мы отходили последними», С. Голованивский — поэму «Город над Днепром», Л. Серпилин — повесть «Рассвет», С. Журахович — роман «Киевские ночи». В. Чередниченко — повесть «Нерушимая стена», А. Москаленко — повесть «Киев», Г. Плоткин — повесть «Из фронтового дневника», А. Гуреев — повеет «Комендантский час», П. Северов и Н. Халемский — повесть «Последний поединок» и др.

Сведения о Киеве содержат лит. произведения А. Белецкого «Образы Киева в художественной литературе», Е. Кротевича «Киевские встречи», Л. Хинкулова «Литературные прогулки по Киеву» и «Писатель жил в Киеве», Г. Григорьева «В старом Киеве». Братскую любовь к Киеву, к его жителям постоянно проявляют писатели всех республик Сов. Союза, стран социалистич. содружества, прогрессивные писатели многих стран мира. Тема Киева давно вышла за пределы укр. литературы, приобрела всесоюзное и международное звучание. Истор. прошлое и настоящее Киева, образы его жителей отображены в творчестве многих отечеств, и зарубежных прозаиков и поэтов. Киеву посвятили свои произведения рус. сов. писатели: В. Маяковский — «Киев», Н. Тихонов — «Украина», «Киев», А. Сурков — «Разведчики вышли к Днепру», Q. Форш — «Новый памятник», А, Ахматова — «Киев», Н. Ушаков — «Киев», «Повесть быстротекущих лет», Л. Вышеславский — «На твоих удивительных улицах», «Святыня сердца моего», Н. Рыленков — «Киеву», Б. Палийчук — «Столица Украины», «Киевское море», К. Паустовский «Повесть о жизни», М. Булгаков — роман «Белая гвардия», пьесу «Дни Турбиных», а также М. Шагннян, М. Комиссарова, А. Прокофьев, И. Эренбург (см. Эренбурга Ильи улица), П. Антокольский, Д. Кедрин, М. Кольцов (см. Кольцова М. бульвар) и др. Авторами стихотворений и прозаич. произведений о Киеве среди писателей народов СССР являются: X. Берулава из Грузии — «Прощание с Киевом», поэты из Армении Г. Борян — «Киев», Н. Зорьян «Киев», С. Капутикян — «Под киевскими каштанами» и «В садах Киева», рус. и коми писатель К. Жаков — раздел «Киев» автобиографии, тетралогии «Сквозь строй жизни», К. Маликов из Киргизии — «По городу Киеву», Ф. Рокпелнис пз Латиші — «Воспоминание о Киеве», поэты Г. Рамазанов — «Крещатик», М. Карим — «Киев» (оба — из Башкирии), И. Тарба из Абхазии — «Живёт в Киеве мой друг», писатели из Белоруссии, Азербайджана, Узбекистана, Казахстана, Молдавии, Литвы, Таджикистана, Туркмении, Эстонии, ряда автономных республик. Среди зарубежных авторов, писавших о Киеве,— болгары Д. Гундов («Киев») и Ламар («Путевые записки»), чех Я. Поничан («Зимняя песня о Киеве»), кубинец Ф. Хамис («Киев»), тур. поэт Н. Хикмет (стихотворение «Киев») и многие другие.

См. также статьи об улицах, названных именами писателей, и о мемор. досках, установленных в их честь; статью Иностранцы о Киеве.

2) Киев в изобразительном искусстве. На протяжении столетий живописцами и графиками создана богатейшая худож. летопись города. Уже в памятниках иск-ва Киевской Руси (миниатюры «Изборника Святослава», 11 в.) встречаются архит. мотивы, навеянные, по-видимому, киев, строениями. Аналогичные изображения есть и в «Радзивилловской летописи» (15 в.). На одной из миниатюр «Киевской псалтыри» (1397) дано символическое изображение Киева в виде башни, обрамлённой головами, к-рые источают изо ртов потоки воды, олицетворяющие Днепр и Десну. Схематические изображения архит. сооружений и планы отдельных участков помещены в описании Киева, составленном львовским купцом (немцем по происхождению) М. Груневегом, к-рый посетил город в октябре 1584. В 17 в. появились многочисленные изображения Киево-Печерской лавры, особенно в гравюрах на дереве, в книгах лаврских изданий. Одной из первых таких книг, на титульном листе к-рой в центре изображён Успенский собор, а по бокам — виды Дальних и Ближних пещер, явились «Беседы Иоанна Златоуста на деяния и послания святого апостола Павла» (1623). Если изображение собора эмблематическое, декоративно-орнаментальное, то виды пещер выполнены конкретнее. Ещё более конкретны изображения лавры в гравюрах к «Патерику Печерскому» (1661) мастера Ильи, прибывшего в Киев из Львова. Здесь, на титульном листе, Успенский собор предстаёт в обрамлении укр. нар. орнамента.

Гравюра на меди, получившая на Украине в кон. 17—1-й пол. 18 в. широкое распространение наряду с ксилографией, позволила мастерам А. и Л. Тарасевичам, И. Щирскому, А. С. Козачковскому, Г. К. Левицкому и др. избежать схематизма изображений, обогатить их, в частности пейзажными мотивами, реалистическими чертами. Пейзажи Киева, его живописных окрестностей играют в произведениях названных гравёров большую роль. Образный строй гравюры Л. Тарасевича «Иеремия Прозорливый» («Патерик Печерский», 1702) основан на контрасте суровой пещеры, где уединился отшельник, и панорамы весеннего полноводного Днепра. На гравюрах предстают воздвигнутые в Киеве после пожара 1718 сооружения в стиле укр. барокко. Особенно интересны в этом отношении архит. пейзажи и изображения отдельных зданий в так называемых «Тезисах» и панегириках, ежегодно издававшихся Киевской академией в честь её ректора и др. высокопоставленных лиц. На гравюре И. Щирского, посвящённой ректору П. Колачинскому, студенты во главе с богиней мудрости Минервой показаны на фоне двухэтажного здания академии. В «Тезисах» Г. Левицкого, посвящённых киевскому архиепископу (позднее — митрополиту) Р. Забороненому, в клеймах изображены виды и здания Киева, связанные с его деятельностью. Изображения архит. памятников лаврского ансамбля, а также моделей некоторых из них имеются и в гравюре этого мастера, посвящённой архимандриту Р. Копе.

Важное значение для формирования в пейзажах целостного образа Киева имели планы города, снятые в 17—нач. 18 в. Особенно интересен в этом отношении состоящий из трёх гравюр план А. Кальнофойского (1638). Этими и более поздними планами пользовались некоторые художники, изображавшие Киев, в частности иностранцы. Среди последних особого внимания заслуживает голландец А. ван Вестерфельд, пользовавшийся планом А. Кальнофойского. В 1651 художник вошёл в Киев вместе с войском литов. гетмана Я. Радзивилла и на рисунках, известных по копиям, снятым в кон. 18 в. для польс. короля Станислава Августа, запечатлел битвы на фоне панорамы Киева, в к-рых участвовало литов. войско; шествие войска на фоне архит. сооружений: Софийского собора, Золотых ворот и др.; руины зданий, ансамбли Киево-Печерской лавры и Межигорского монастыря и т. д. На титульном листе, открывающем альбом, сквозь арки фантастич. здания изображены Софийский собор, Михайловский Златоверхий монастырь, Золотые ворота и др. наиболее значит, архит. памятники города.

В 80-х гг. 18 в. в связи с поездкой Екатерины II на Украину, проводились исследования древностей Киева. Находившийся в свите императрицы художник Хэтфилд исполнил рисунки, в к-рых воспроизвёл общий вид города, Подола, Киево-Печерской лавры и др. На рисунках есть изображения киевлян. В 1809 историко-археол. экспедиция под руководством К. М. Бороздина, в состав к-рой входил художник Д. И. Иванов, совершила путешествие по стране и посетила Киев. Здесь было исполнено много рисунков и чертежей.

Патриотический подъём, вызванный победой в Отечественной войне 1812, обострил внимание к героич. прошлому России, к памятникам её славы, в т. ч. и к Киеву.

В 1813—14 путешествовавший по Европе англичанин Дж. Джемс побывал в России, в частности на Украине. Из исполненных им здесь 24 рисунков 8 посвящены Киеву: «Вид на Киев издали», «Сады дворца в Киеве», «Вид старого Киева с окраин Печерска», «Интерьер Софии Киевской» и др. Эскизные зарисовки, композиционно построенные в соответствии с требованиями классицизма, отличаются, однако, живостью, достоверностью и сохраняют значение худож. Историко-архит. документов. Киев 20-х гг. 19 в. широко представлен в «видописи». Произведения «видописцев», стремившихся к почти протокольной точности изображения, ценны тем, что в них запечатлены изменения в облике Киева, происходившие на глазах у художников в связи с осуществлением утверждённого в 1834 плана реконструкции города: освобождение древних руин из-под скрывавшего их земляного покрова и вместе с тем — уничтожение древних валов в связи с прокладкой новых улиц, сооружение новых зданий. Таковы произведения историка Н. В. Закревского, поэта В. А. Жуковского («Киев. Церковь Андрея Первозванного», «Собор Успенский в Лавре Печерской», «Пещера. Мощи преподобного Нестора летописца» — 1 пол. 19 в.), журналиста П. П. Свиньина, рус. и укр. художников М. М. Сажина, Ф. Г. Солнцева, В. Ф. Тимма, Г. Ф. Ваничека, Н. К. Брезе, Г. Г. Гагарина, а также приезжавших сюда или работавших в Киеве иностранцев: француза Я. де ла Флиза, немцев Я. Г. Блазиуса, Галле, Гроте, А. Петцольда, поляка Н. Орды и др. Их пейзажи обычно воспроизводились в литографиях.

Много пейзажей Киева принадлежит М. Сажину (исполнены в 40— 50-х гг. 19 в.). Некоторые из них написаны масляными красками («Переправа через Днепр возле Киева», «Праздник закладки Цепного моста в Киеве», 1848), большинство — акварелью («Остатки монастыря св. Ирины близ Софийского собора», «Старый Киев. Печерск», «Вид Киева с Куренёвки», «Вид Толкучего рынка на Подоле», «Университет», «Остатки Золотых ворот времён великого князя Ярослава», «Щекавица, место, где похоронен князь Олег», «Памятник князю Владимиру», «Понтонный мост со стороны Чернигова» и др.). Во многих пейзажах М. Сажина в большей или меньшей степени представлены жанровые мотивы — сцены городского быта.

По рисункам М. Сажина архитектор-художник И. Лауфер издал в 1846 в Киеве альбом литографий «Виды Киева». Некоторые пейзажи в этом издании («Вид Института благородных девиц» и «Вид Киево-Печерской лавры от надвратной церкви») И. Лауфер исполнил по собственным оригиналам. Отдельные литографии по акварелям М. Сажина напечатала по заказу Киево-Печерской лавры фирма Ш. Лемерсье в Париже. Значит, интерес представляют написанные в 40-х гг. акварели Ф. Солнцева и приписываемые ему работы. В 60-х гг. по некоторым из них Л. А. Серяков исполнил для Киево-Печерской лавры ряд гравюр с изображением архит. памятников Киева. Акварели, изображавшие окраины Киева и сёл, вошедшие впоследствии в черту города, написал в 1854 главный медик Киевского наместничества Я. де ла Флиз в качестве иллюстраций для подготовленных им «Медико-топографических описаний Киевского округа...»: «Деревня Нижняя Лыбедь, Демиевка», «Предместье Зверинец Печерский», «Деревня Зверинец Выдубицкий», «Деревня Софийская Борщаговка», «Деревня Никольская Борщаговка» и др. Значит, интерес представляют выполненные масляными красками и акварелью пейзажи Гроте, преподававшего рисование в Киев, ин-те благородных девиц: «Вид Киева с левого берега Днепра» (1849), «Строительство Никольского спуска к Днепру в Киеве» (1850), «Вид со склона Царского сада на старый Киев, Подол и Днепр» (1851) и особенно — частично дошедшая до нас в фотографиях круговая панорама города, написанная с крыши здания Ин-та благородных девиц.

Большой вклад в худож. летопись Киева внесли Т. Г. Шевченко и художники его круга: В. И. Штернберг, И. М. Сошенко и др., намного опередившие в своих исканиях современников — «видописцев». В. И. Штернберг создал романтич. картины «Вид на Подол», «Переправа через Днепр под Киевом» (обе—1837), рисунки «Крещатик», «Гора Щекавица в Киеве», «Торг на Подоле» и др. В обширном плане худож. периодического издания «Живописная Украина» Т. Шевченко видное место занял Киев. В первый выпуск вошли исполненные по рисункам с натуры офорты «В Киеве» и «Выдубицкий монастырь в Киеве» (1844). Здесь Т. Шевченко создал поэтичный, лирически проникновенный образ города. Из воспоминаний А. С. Афанасьева-Чужбинского известно, что Т. Шевченко задумал вместе с М. Сажиным «снять все замечательные виды Киева». Из этих произведений Т. Шевченко сохранилась акварель «Костёл в Киеве» (1846). Т. Шевченко, по мнению некоторых исследователей, является автором подписанных М. Сажиным рисунков сепией и акварелью «Церковь Всех святых в Киево-Печерской лавре» и «Аскольдова могила». Сохранились карандашные зарисовки Киева, исполненные в нач. 60-х гг. И. Сошенко.

В те годы В. Тимм по фотографиям сделал для издававшегося им в Петербурге «Русского художественного листка» несколько литографированных видов Киева, в т. ч. только что сооружённого Цепного моста. Пейзажи Киева печатались также в Лейпциге (фирмой Ф. А. Брокгауз для «Памятных книжек»; часть из них вошла в отдельные тетради, выпущенные под названием «Виды Киева») и в Варшаве (по рисункам И. Орды).

В 40—70-х гг. ряд альбомов литографий издал в Киеве И. Вальнер («Виды и монументальные памятники Киева и его окрестностей», 1846). Во 2-й пол. 60-х гг. в типографии Киево-Печерской лавры, куда в 1866 были приглашены из Германии ксилограф Л. Кваас и литограф Г. Шенгальд, а из Швейцарии литограф И. Гаупт, эти мастера и их ученики создали, преим. по фотографиям, много видов Киева.

К образу Киева обращались художники последующих поколений, в частности передвижники и близкие к ним мастера (А. К.Саврасов, «Вид Киева с Днепра на Печерскую лавру», 1852; М. К. Клодт, «Вид Киева из сада Муравьёва», 1871; В. Г. Перов, «Выгрузка извести на Днепре», 1872; П. П. Верещагин, «Киев, пристань», «Виды Межигорской фаянсовой фабрики»; А. П. Боголюбов, «Днепр», «Киев, Дворцовый сад», «Киев от пещер»; В. Д. Орловский, «Возле Днепра. Киев», 1874; В. А. Серов, «Киев», 1878; И. И. Мурашко, «Мотив окраины Киева», 1879; «Над Днепром», 1880—90-е гг.; Г. Г. Мясоедов, «Из окраин Киева», 1884; А. И. Васнецов, «Перунов холм в Киеве»), Некоторые изображали древние сооружения как фон для показа жизни простых людей (Н. А. Ярошенко, «Слепые калеки под Киевом», 1879).

Внимание художников привлекали также и окраины, задворки города, где ютился трудовой люд (С. И. Светославский, «Разлив Днепра на Оболони», «Киев, Подол», «Окраина Киева зимой», «Окраина Киева»; П. А. Левченко, «Задворки Софийского собора в Киеве», «Куренёвка», 1916 и др.; Г. К. Дядченко «Вечер над Днепром», «Киев, вид на Подол», 1912). На картине Н. К, Пимоненко «Киевская цветочница» (1897) миловидная улыбающаяся девушка изображена на фоне залитого солнцем Крещатика; на полотне под тем же названием (1908) одинокая, усталая женщина предстаёт в тусклом свете газового фонаря на фоне глухой стены.

В нач. 20 в. много лирич. пейзажей Киева создали Н. Г. Бурачек («Серая осень, Киев», «Окраина Киева. Зима», «Зима, Киев», «Крыши под солнцем», «На Днепре в сумерки»), А. А. Маневич («Крыши Киева», «Весна на Куренёвке», «Осень, городской мотив»), В. К. Менк, Г. П. Светлицкий («Киев, вид на Подол», 1916, и др.), И. С. Ижакевич («Вид на слободку», 1905—06; «Киево-Печерская лавра», 1913, и др.); приезжавший сюда из Львова И. И. Труш («Днепр близ Киева», «Памятник крещения Руси», «Памятник Богдану Хмельницкому», «Софийский собор»), часто бывавший здесь польс. живописец Я. Станиславский («Днепр под Киевом», «Михайловский собор», ок. 1903).

Здания Михайловского монастыря, Киево-Печерской лавры и др. архит. памятников запечатлел в пейзажах В. Г. Кричевский. Киев изображали и некоторые мастера круга «Мир искусства»: А. Н. Бенуа, М. В. Добужинский, В. Д. Фалилеев, чаще —Г. К. Лукомский («Андреевская церковь», «Киев, купола Михайловского монастыря»). В 1913 в Праге, в издательстве «Свет», вышел альбом видов Киева, созданных Н. Бурачеком («Городской музей», «Университет»), Е. К. Вжещем («Вид на Днепр с откосов Царского сада»), В. М. Галимским («Памятник Богдану Хмельницкому», «Софийский собор», «Щекавицкое кладбище»), И. С. Ижакевичем («Киево-Печерская лавра», «Аскольдова могила», «Владимирская горка», «Спас на Берестове» и др.), А. Е. Романовым («Цепной мост на Днепре»), Б. А. Фельдманом («Памятник крещения Руси»), В. К. Козловским («Путь на Житомирі») и др.

30 октября 1911 в киев, городском музее открылась выставка картин норвежского художника Христиана Крона (пребывал в городе до 1914), который создал ряд полотен с видами Киева: «Флоровский монастырь», «Софийский собор», «Над Днепром», «В Киевской гавани» и др. В 1912—30 Н. И. Ивасюк создал первую тематич. картину об истор. прошлом города — «Въезд Богдана Хмельницкого в Киев». В предреволюц. годы А. К. Богомазов пытался воссоздать (преим. в рисунках карандашом) образ Киева в плане новых худож. исканий. С победой Великой Окт. социалистич. революции в художественной летописи Киева открылись последующие главы.

Новые черты в облике Киева, рождённые революцией и вооруж. борьбой нар. масс в защиту её завоеваний, впервые были запечатлены в массовых, агитационных формах искусства: худож. оформлении площадей и улиц к революц. праздникам, в полит, плакате и графике.

В 1919 Ю. Павлович зарисовал триумфальные арки и др. произведения монументальной пропаганды, сооружённые к первому празднованию в сов. Киеве 1 Мая. Г. И. Нарбут в двух произведениях графики показал архит. памятники Киева (карикатура на «гетманщину» Скоропадского и «добровольческую армию» Деникина — «Пёс мочащий», где на втором плане изображена София Киевская; и нач. лист второго варианта «Украинской азбуки» — буква А с изображением здания Киевской академии, оба — 1919). В 1920 в Киеве издан плакат, на к-ром запечатлены разрушения, причинённые городу белополяками (взорванный ими Цепной мост и др.).

В 20-х гг. укр. графики и живописцы посвящали Киеву не только пейзажи, но и тематич. произведения о его прошлом, в частности революционном, и соврем, жизни. Г. Светлицкий, продолжая писать лирические этюды старого Киева и его окраин («Десятинная церковь», «Никольская пустынь, берег», оба — 1926), создал картину «Переход богунцев через Днепр» (1928). А. И. Усачёв, исполнивший в 1927 ксилографию «Улица Киева», внёс архит. мотивы в гравюры для путеводителя «Киев», изданного в 1930 под редакцией Ф. Л. Эрнста. Заставка была первой попыткой обогатить панораму Киева чертами индустр. города. В. И. Касиян, переехавший в 1927 из Праги в Киев, тогда же создал гравюры «Площадь Богдана Хмельницкого» и «Арсенальцы» (варианты последней: литография — 1939, офорт — 1947). Трудовую жизнь порта воссоздал И. И. Падалка в линогравюре «Киевские грузчики» (1926). Н. С. Самокиш посвятил картину «Въезд Богдана Хмельницкого в Киев в 1648 году» одной из ярчайших страниц истор. прошлого города, всей Украины. В те годы A. К. Богомазов продолжал поиски, уже в живописи, нового пластического решения образа Киева, учитывая его своеобразный рельеф.

В последующем десятилетии пейзажный раздел живописной и графич. летописи Киева пополнился новыми произведениями. B. Г. Кричевский, развивая тему древнего Киева, создал пейзажи «Лаврская типография» (1930) и др. А. С. Пащенко в 1936—37 исполнил первые цветные линогравюры своей «Киевской сюиты» («Фонтан в Первомайском саду», «Вид с Владимирской горки», «Лестница к Днепру», «Киевский университет», «Разлив на Днепре,
Труханов остров» и др.), над к-рой продолжил работу в послевоен. годы. А. А. Шовкуненко, переехавший в 1935 из Одессы в Киев, написал акварели «Улица Ленина у Оперного театра», «Улица Карла Маркса», «Вид на Днепр», «Вид на Подол», «Голосеев» и др.

Новые черты облика Киева предстают в цикле пейзажей И. Н. Штильмана «Днепр одевается в гранит» (1937). К образу Киева впервые обратились укр. художники театра [оформление спектакля по драме И. А. Кочерги «Песня о Свичке» («Свадьба Свички») Ф. Ф. Ниродом — в Театре им. М. Заньковецкой в Запорожье, Д. П. Овчаренко —в Укр. драм, театре в Донецке, оба — 1935; А. Г. Петрицким — спектаклей по драме А. Е. Корнейчука «Богдан Хмельницкий» в Киев, театре им. И. Франко, в Малом театре в Москве, оба — 1939].

В годы Великой Отечеств, войны образ Киева, олицетворённый в изображениях Софии Киевской и памятника Богдану Хмельницкому, предстал в плакатах рус. и укр. художников: Д. А. Шмаринова «Слава освободителям Украины!», П. Д. Магнушевского «Слава освободителям Киева!», П. М. Супонина «Киев наш!», К. Г. Агнита-Следзевского «Под славным городом, под Киевом» (все— 1943), И. М. Кружкова «Вперёд, храбрые потомки Богдана!», В. Д. Фатальчука, О. И. Юнак «И Киев восстал из кровавой тьмы», В. Г. Литвиненко «Небеса над Киевом солнечны, бездонны...» (текст Т. Г. Масенко), В. Й. Касияна «Украина свободна!» (все — 1944). Картины истор. битвы за Киев воссозданы М. Б. Уманским в декорациях к спектаклю по драме Л. Д. Дмитерко «Крещатый яр» (первый вариант драмы «Генерал Ватутин») в Киев, театре им. И. Франко (1944). В освобождённом Киеве вернувшиеся из эвакуации укр. художники А. А. Шовкуненко, К. Д. Трохименко, М. Г. Дерегус, К. Н. Елева, А. С. Пащенко, И. Н. Плещинский, Т. Н. Яблонская, С. Б. Отрощенко, С. Ф. Шишко, В. Ф. Мироненко, Д. И. Безуглый, Б. Н. Пианида и другие с болью и гневом запечатлевали на полотнах, в рисунках карандашом и акварелью, в линогравюрах варварские разрушения, причинённые городу гитлеровцами, руины площадей и улиц, отдельных зданий, арх. памятников ансамбля Киево-Печерской лавры (Успенского собора и др.). Е. Б. Сахновская создала цикл цветных автолитографий «Киев в 1944 г.».

Любовью к родному городу, стойко вынесшему тяжёлые испытания, проникнуты лирические пейзажи: К. Д. Трохименко «Киев непобедимый»; И. Н. Штильмана «Владимирская горка осенью», «Старый Киев»; Г. П. Светлицкого «Дегтярёвская улица зимой»; Ф. 3. Коновалюка «Зима, Пушкинский парк», «Уголок Ботанического сада», «Весна в Голосеевском лесу»; Т. Н. Яблонской «В Шевченковском парке», «Бульвар Шевченко» (все— 1944); В. Г. Литвиненко «Памятник Т. Г. Шевченко в Киеве» (1945, одноим. линогравюра — 1954). Стали появляться тематич. картины, изображавшие бедственное положение киевлян в оккупированном городе (П. В. Жаров, «Запрещённая зона», 1945), его освобождение (И. С. Ижакевич, «Вступление Красной Армии в Киев в 1943 г.»; Н. Р. Попенко, «На могиле Н. Шолуденко», обе— 1945). Освобождению Украины и её столицы посвящён гобелен по картону Д. Н. Шавыкина (1944—45).

Одновременно в живопись и графику входила тема восстановления Киева, возрождения в городе мирной трудовой жизни (И. Штильман, «Гавань, Киев», «Ледоход на Днепре»; Т. Яблонская, «На Крещатике», все работы — 1944; И. А. Дайц, «Крещатик», из киевской серии «Начало восстановления»; К. Трохименко, «Сад мира», «Весна 1945 г.» 1945). Глава худож. летописи Киева, написанная в послевоен. годы, чрезвычайно разнообразна.

Образ социалистич. Киева получил яркое отображение в различных видах и жанрах живописи, скульптуры и графики. Киевские пейзажи занимают важнейшее место в творчестве Н. П. Глущенко («Киевская осень», 1950; «Киевские каштаны», 1977), С. Ф. Шишко («Киев, мост Метро», «Улица Ленина», оба — 1967; «У памятника В. И. Ленину», 1969; «Киевское утро», «Русановка», оба — 1977; «Весной над Днепром», 1981, «Листопад», оба — 1982); В. Д. Чегодара («Киев, парк Вечной Славы», 1978; «Город-сад», 1975—81; «Музей В. И. Ленина строится», 1981, и др.). Живописные окраины города писали и рисовали А. Шовкуненко («Разлив, Конча-Заспа», «Дубы, Конча-Заспа», «Вид на Днепр из Ботанического сада», все — 1954), С. А. Григорьев, В. И. Непийпнво, М. Б. Коган-Шац, Б. Н. Рапопорт и др. К числу лучших произведений А. Петрицкого относится пейзаж «Не сад — улица Киева» (1961). Новые жилые массивы города привлекают внимание Я. А. Мациевской («Новостройки Русановки», 1967; «Вид на Чоколовку», «Утро, Зализничный район», оба — 1973; «Батыева гора», 1974, «Киев с Батыевой горы», 1982). М. Н. Романишин запечатлел новый Киев на полотнах «Строится мост на Оболонь», 1973; «Киев праздничный», 1976, «Майский Киев», 1982; Г. Г. Чернявский в некоторых произведениях цикла «Ульяновы на Украине» (1972—77) изобразил места, связанные с пребыванием в Киеве родных В. И. Ленина.

Циклы акварелей и пастелей посвятили Киеву Г. Н. Вербицкий, В. Ф. Голованов, А. И. Губарев, Г. П. Полевой, М. М. Чепик и др. Киев, тематика нашла отражение в гобеленах Л. Е. Жоголь. Много лет над архит. пейзажами старого и нового Киева работает Ю. И. Химич (серии «София Киевская», «Киево-Печерская лавра», «Выдубицкий монастырь», «Киев, Подол», «Киев сегодня»). Им также написаны интерьеры Софии Киевской и копии фресок храма.

Произведения о Киеве и его людях создали художники нз др. республик и городов Украины: А. С. Квасов, Р. С. Сурвилло (Москва), В. Е. Солнцев (Ленинград), В. С. Бухаров (Новосибирск), Г. Ф. Шутов (Витебск), Б. А. Поляков (Кишинёв), П. О. Малаян, В. Г. Саакян (Ереван), К. С. Сейфуллаев (Баку), Г. 3. Байматоз (Ташкент), 3. Е. Кецало, М. П. Откович (Львов) и др.

Киев, его великое прошлое, революц., ратные и трудовые традиции, его настоящее, люди, в т. ч. творцы новых жилых районов, архит. ансамблей и зданий, нашли отражение в картинах: A. М. Лопухова «Киевсіше коммунары. Арсенальцы» (1956—60), В. А. Чеканюка «Арсенальцы» (1982), В. Г. Пузырькова «Киев, 1942 год» (1972—74), В. И. Одайника «Оболонь строится (Герой Социалистического Труда И. Бушма)» (1976), В. И. Рыжих «Гости Киева» (1977), «Осень в Киеве» (1980), В. А. Реунова «Строители» (1972), В. В. Бабенцова «Мой город» (1975), Д. 3. Шостака «Посвящение в арсенальцы» (1969), C. С. Каплана «Воздушная тревога. Киев, 1941» (1972), «Городская сюита» (1973), «Летний вечер. Дом художника» (1980), О. П. Слеты «Железобетон» (триптих, 1979—80) и др.

Живописные уголки Киева — парки, сады, скверы органически вошли в поэтический строй жанровых картин Т. Яблонской «В парке» (1949), «Весна» (1950), «Над Днепром» (1954), «Зима в старом Киеве» (1978) и др. Панорама старого Киева составляет неотъемлемую часть образного решения картины К. Трохименко «Григорий Сковорода» (1960—66). В послевоен. годы тема Киева впервые нашла отражение в монументальной живописи (мозаики В. В. Мельниченко и А. Ф. Рыбачук в зданиях автовокзала, 1960— 61; Дворца пионеров и школьников им. Н. А. Островского, 1963— 69; С. Б. Отрощенко — в гостинице «Днепр», 1964; Н. А. Стороженко — в Ин-те теор. физики АН УССР, 1970), в монументально-декоративной и станковой скульптуре (рельеф «Восстание арсенальцев» в подземном вестибюле станции метрополитена «Арсенальная», скульпторы И. В. Макогон, А. В. Нименко, 1960; горельеф «Арсенальцы на баррикадах» на здании завода «Арсенал» им. В. И. Ленина, скульпторы Н. П. Ковтун, М. П. Короткевич, 1961; композиции И. П. Кавалеридзе «Ярослав Мудрый с моделью Софии Киевской» ,1949; В. 3. Бородая «Основанию Киева», 1977—80).

Киев, городской и архит. пейзаж занял видное место в укр. станковой графике. А. Пащенко, продолжая работу над цветными линогравюрами начатой в предвоенные годы «Киевской сюиты» («Брама Заборовского», 1945; «Площадь Богдана Хмельницкого», 1946; «Филиал Центрального музея В. И. Ленина в Киеве», 1947; «Государственный музей украинского искусства», 1952; «Новый Крещатик», «Набережная Днепра», обе—1960), создал альбомы «Государственный историко-культурный заповедник Киево-Печерская лавра» (1945), «Киев — Днепр» (1951), «Киевская-Комсомольская ГЭС» (1961—63). Воспитанники А. Пащенко составили вместе с учителем оригинальную киев, школу цветной линогравюры, в к-рой преобладают пейзажи Киева 1И. В. Батечко: серии «Памятники Киева», 1964; «Поэма о Киеве», 1965—78; гравюры для изданий о Софии Киевской, 1968— 71; А. А. Бабкова: «Площадь Богдана Хмельницкого», 1954, варианты — 1955; 1965; «Октябрьский дворец культуры», 1955; «Днепровские дали», 1960; «Памятник арсенальцам», 1967; «Площадь Победы», 1978; Г. И. Гаркавенко: «Киев, Подол», 1956; «Днепр вечерний», 1959; «Станция метро „Университет"», 1964; «Здание Верховного Совета УССР», 1978; А. Ф. Фищенко: серия «Киев. Новое и старое» («Киевское солнце», «Огоньки», «Бульвар Леси Украинки» и др., 1958)1; серия «Киев современный» («Сумерки», «Новые ритмы», «На улице Ванды Василевской» и др. (1978—1983)1. Пейзажи Киева в рисунках, офортах, литографиях создали И. Н. Плещинский, П. Я. Куценко, В. Л. Бунов и др. Много произведений посвятил городу В. И. Лопата (серия линогравюр «Старый и новый Киев», 1972—80; «Государственный музей народной архитектуры и быта УССР», 1970). Киеву посвящены тематич. серии станковых гравюр и офортов: И. М. Селиванова «Арсенальцы» (1956—60); Г. В. Малакова «Киев, 1941—1945» (1961—65), «Киев в грозное время» (1967—68); Г. М. Уманского «Киев в Великой Отечественной войне» (1965), Б. Л. Тулина «Киев. Год 1982» (1982) и других.

Всё более широко воплощается тема Киева в иск-ве полит, плаката. Художники воспевают революц. славу Киева (А. И. Семенко «Слава героям Январского восстания!», 1968), показывают его сегодняшний день (Л. И. Даценко, «Киев — город новоселий»; A.    И. Семенко, «Город — герой, город — труженик»; оба — 1978), призывают трудящихся превратить столицу Украины в образцовый коммунистический город (В. С. Витер, «Всем киевлянам. Превратим Киев в образцовый город!»; Е. Л. Кудряшов, «Пусть сияет лучезарно чистотой наш город!»; Б. М. Бойко, «Городу-герою Киеву — образцовые жилые массивы!»; А. Бондар, «Будет так непременно: киевское — значит отлично!»; все — 1978). К 1500-летию Киева изданы плакаты В. И. Сокола «Как тебя не любить, Киев мой...», В. Г. Яланского «Милости просим!» (оба —1981), Т. А. Лящука «Киев — город трудовой славы», «Столица Советской Украины» (1982), О. К. Терентьева «Киеву-1500» (1982). Альбом эстампов киевских художников-графиков: «Киеву — 1500», «Киев древний — молодой», 1982 и др. Образ Киева нашёл отображение в книжной графике (Г. В. Якутович: гравюры к драмам И. А. Кочерги «Ярослав Мудрый» и «Свадьба Свички», 1963; рисунки к «Повести временных лет», 1976— 1981), литографии Н. И. Компанца к комедии М. Старицкого «За двумя зайцами», 1964; офорты B. Н. Попова к романам П. А. Загребельного «Диво» (1980) и «Первомост» (1981) и др.

К образу Киева продолжают обращаться художники театра и кино (оформление спектаклей по драме И. Кочерги «Ярослав Мудрый» Б В. Косаревым в Харьков, театре им. Т. Шевченко, 1946; М. С. Улановским — в Запорожском театре им. Н. Щорса, 1968; Д. Д. Лидером — в Киев, театре им. И. Франко, 1970; спектакля «Свадьба Свички» по драме И. Кочерги —Ф. Ф. Ниродом в Киев, театре им. И. Франко, 1959; оперы К. Ф. Данькевича «Богдан Хмельницкий» в Киев, театре оперы и балета им. Т. Шевченко: А. Петрицким — в 1951; А. В. Хвостенко-Хвостовым — в 1954; Ф. Ниродом — во Львов, театре оперы и балета им. И. Франко, 1954; П. А. Злочевским — в Одесском театре оперы и балета, 1954; А. В. Арефьевым — в Днепропетровском театре оперы и балета, 1976; В. Г. Меллером — спектакля по драме В. А. Суходольского «Арсенал» в Киевском театре им. И. Франко, 1956; Ф. Ниродом — одноим. оперы Г. И. Майбороды в Киев, т-ре оперы и балета им. Т. Шевченко, 1960; спектаклей по драме Л. Дмитерко «Генерал Ватутин»: В. Н. Греченко — в Харьков, театре им. Т. Шевченко, 1947; М. С. Улановским — в Киев, театре им. Леси Украинки, 1975; В. Ф. и Л. Н. Жилками— кинофильма «Ярослав Мудрый», 1981).

3) Музыкальные произведения о Киеве. Яркие страницы многовековой истории Киева и Киевской Руси нашли воплощение в творчестве многих композиторов, создавших самобытные произведения в разных жанрах. Одним из первых заинтересовался этой темой рус. композитор А. Н. Верстовский, написавший оперу «Аскольдова могила» (1835, либретто М. Н. Загоскина), к-рой в 1867 открылась Русская опера в Киеве. Впечатляющие картины быта Киевской Руси представлены в одном из лучших образцов рус. оперной классики — «Руслане и Людмиле» М. И. Глинки (1842, по одноим. поэме А. С. Пушкина) и в опере «Рогнеда» А. Н. Серова (1865). Киеву посвящены «Богатырские ворота в Киеве» М. П. Мусоргского («Картинки с выставки», 1874). Тема героич. борьбы вост. славян против завоевателей и защиты рус. земли от половцев легли в основу оперы «Князь Игорь» А. П. Бородина (1890, либретто Бородина по «Слову о полку Игореве»). В Киеве, у стен Братского монастыря, разворачивается одна из сцен в операх «Тарас Бульба» Н. В. Лысенко (1890), «Осада Дубно» П. П. Сокальского (1878) — по иеаести Н. В. Гоголя «Тарас Бульба».

Киеву посвящают свои произведения и сов. композиторы. В разнообразных муз. жанрах они воссоздают истор. прошлое и воспевают жизнь соврем, города. Героич. истории Киевской Руси посвящены эпич. опера «Золотой обруч» Б. Н. Лятошинского (1930, по повести И. Я. Франко «Захар Беркут»), оперы «Ярослав Мудрый», созданных по одноимённой драматич. поэме И. А. Кочерги Ю. С. Мейтусом (1972, либретто A.    И. Васильевой) и Г. И. Майбородой (1973, собств. либретто), а также оперы «Кирилл Кожемяка» Е. Е. Юцевича (1954, собств. либретто), «Вий» В. С. Губаренко (1980, либретто Л. Д. Михайлова и М. Р. Черкашиной).

Дни борьбы за власть Советов в Киеве воссозданы в опере «Арсенал» Г. И. Майбороды (1960, либретто А. С. Левады и А. С. Малышко). На киев, тему написаны балеты—«За двумя зайцами» (1965, либретто В. Иванова по одноим. комедии М. П. Старицкого) и «Лыбедь» (1973, либретто B. А. Коротича) В. Б. Гомоляки, «Свадьба Свички» Ю. В. Знатокова (1972, либретто А. Н. Игошина и И. Н. Чернышёва), «Вий» П. А. Ладыженского (1977, либретто Т. Дубко по мотивам одноим. повести Н. В. Гоголя), «Ярославна» Б. И. Тищенко (1974), «Ольга» Е. Ф. Станковича (1982, либретто Ю. Г. Ильенко); муз. комедии — «За двумя зайцами» В. П. Рождественского (1954, либретто С. И. Олейника по комедии М. П. Старицкого), «Владимирская горка» В. А. Лукашова (1959, либретто Д. Л. Шевцова), «Каштаны Киева» О. А. Сандлера (1972, либретто Г. Д. Плоткина), «Легенда о Киеве» А. И. Билаша (1982, либретто В. Быкова и В. Неборачко).

На сюжет повести «Тарас Бульба» Н. Гоголя написаны одноим. балеты В. П. Соловьёвым-Седым (1940) и Р. М. Глиэром (1952). О Киеве созданы симф., вокально-симф., хоровые, камерные, вокальные и инструмент, произведения. Среди них —симфонии А. Я. Штогаренко (4-я, «Киевская»), Л. Н. Колодуба (3-я, в стиле укр. барокко), В. А. Годзяцкого («София Киевская»), В. Г. Кикты («Фрески Софии Киевской» — концертная симфония для арфы с оркестром), симф. повесть «Слово о походе Игоря» В. П. Рыбальченко; симфонич. сюиты — В. Б. Гомоляки («Лыбедь», «Народный герой Кирилл Кожемяка»), И. Б. Драго («Силуэты родного города»), Ж. Е. Колодуб («Киевские лирические картины»); симф. поэмы — В. Гомоляки («В Киевском парке Вечной Славы»), И. Н. Хуторянского («Гимн городу-герою Киеву»). Созданы также сюита для оркестра нар. инструментов «Киевские эскизы» В. Д. Кирейко; 5-й квартет А. Д. Филипенко; сб. пьес для фортепьяно «Киевский альбом» Ю. Я. Ищенко; сюита для фортепьяно «Виды Киева» В. Д. Довженко; ораюрии «Киевская эпопея» С. С. Жданова, «И нарекоша имя Киев» Л. Дычко, «Киевские фрески» И. Ф. Карабица, кантата «Ода Киеву» Б. В. Лысенко. Своеобразными муз. эмблемами города стали песни П. И. Майбороды («Киевский вальс», «Белые каштаны», слова А. С. Малышко; «Песня о Днепре», слова Т. Г. Масенко) и И. Н. Шамо («Киев мой», слова Д. Е. Луценко).

Среди авторов песен о Киеве: Н. К. Андриевская («Ты радость моя, Киев», слова В. В. Герасимова), А. И. Билаш («Киев —ты мой праздник», слова Б. И. Олейника; «Песня о Киеве», слова Д. В. Павлычко), Б. Н. Буевский («Киевское небо», слова В. Бескоровайного), Г. Я. Гембера («Песня молодёжи Киевщины», слова А. Я. Ющенко), К. Ф. Данькевич («На знамени Киева Ленина орден»), Е. Д. Дога («Вечный город», слова В. Лазарева), К Я. Доминчен («Киевские мосты», слова А. И. Матейко), И. Б. Драго («Золотые ворота», слова И. И. Бароха, «Песнь о Киеве», слова В. П. Неберве), Н. В. Дремлюга («Город мой родной», слова А. Я. Ющенко, «Величественный город над Днепром», слова Д. Е. Луценко), М. С. Завалишина («Качайтесь, каштаны», слова С. Б. Капутикян), Е. Н. Зубцов («Весенний Киев», слова Н. Ф. Сынгаивского), И. Ф. Карабиц («Песня о Киеве», слова В. В. Герасимова), В. Д. Кирейко («Золотые ворота», слова В. Л. Юхимовича; «Киевская колыбельная», слова Т. Мезенцевой), Л. В. Левитова («Славен Киев», слова В. М. Лагозы), A. А. Левицкий («Мы девчата из Киева», слова А. Е. Пашко), B. А. Лукашов («Огни Киева», слова О. И. Марунич), И. М. Лученок («Рассвет», слова В. Некляева), К. А. Мясков («Я люблю твои тихие заводи», слова B. В. Герасимова), В. Д. Подвала («Аскольдова могила» — дума для хора, слова В. В. Сосюры), C. С. Туликов («Москва — Киев», слова Н. Доризо), В. В. Тылик («Золотые ворота», слова Б. И. Олейника), А. Д. Филипенко («Днепровский вальс», слова Л. В. Забашты), В. А. Филипенко («Здравствуй, Киев», «Киеву — герою», обе — слова Л. Ревы, «За что я люблю тебя, Киев», слова А. Демиденко), Я. С. Цегляр («Когда зацветают каштаны», слова Н. А. Упеника). Песни о Киеве слагают и самодеят. композиторы; образ города запёчатлён в народно-поэтическом творчестве.

 

 

 

Добавить комментарий


Защитный код
Обновить

Kievmy
Киев справочник. 2010-2011.
При использовании материалов сайта гиперссылка на kievmy.ukrmy.com обязательна.

Rambler's Top100 Рейтинг@Mail.ru Украинский хостинг, сайт бесплатно, раскрутка сайта бесплатно.